Социальный институт в рамках правовой инновации

С философской точки зрения все социальные явления носят естественный характер. Но такая точка зрения является если не ошибочной, то совершенно точно односторонней. Тоже самое можно сказать и о противоположной точке зрения предполагающей спланированность существующих социальных институтов.

Социальный институт как основа правовых явлений

Любое социальное явление становится возможным благодаря конкретным людям. С другой стороны такая характеристика как «естественность» не может объяснить механизма формирования социальных явлений, его функционирования и изменения.

Кроме того такая позиция никак не может объяснить историческую изменчивость явления. Сторонники постсруктурализма, высказывают на этот счет собственное мнение которое выносит на передний план «естественность», и соответственно «вечность» социальных институтов.

Такие позиции прикрывают в свою очередь гегемонистские устремления и стратегии. Э. Лаклау высказывает даже мнение о том что социальный институт имеет в своей основе акт власти, который выступил качестве учреждающего его фактора.

Именно такой фактор и является определяющим предпочтения одного правила среди прочих альтернатив в условиях фундаментальной неразрешимости социального. Описанный механизм со стороны кажется сложившимся вне зависимости какого либо влияния на него из вне.

Все это становится возможным благодаря описанному у П. Бурдье процессу «амнезии происхождения».

Появление субъекта права

Результаты действий людей при конструировании общественных институтов никогда не удовлетворяют ожиданиям. Основной причиной – ограниченность знаний, а также невозможность предсказать некоторые последствия.

Таким образом, социальные институты конструируются действиями конкретных людей, при этом случайное стечение обстоятельств исключается. Именно в описанном механизме и проявляется непосредственный диалог взаимодействия индивида и структуры.

Рекомендуем!  Конституции стран общего права

Согласно утверждению постструктуралистов индивид полностью подчинен структуре. М. Фуко считает, что власть полностью растворяется в обществе. Здесь следует заметить, что представление о власти высказываемое постструктуралистами можно назвать предельно широким.

Власть навязывает каждому определенные рамки и стереотипы поведения, которые в свою очередь наполняют общественные отношения. Именно благодаря власти ее проявлениям индивид превращается в субъект права.

При всем вышесказанном субъект сохраняет определенную долю независимости, которая находит свое выражение в свободе воли. Она то и сохраняет «человеческую персональность», отвечающую за индивидуальность мотивацию и другие психические особенности. Подобная персонализация и субъективность и отвечает за новое в рамках правообразования.

Правовая инновация

Потребности общества в постоянном обновлении регулирования постоянно меняющихся взаимоотношений обуславливают появление правовой инновации. На этом этапе очевидна необходимость таких действий.

Любые изменения начиная от экономики и заканчивая политическим укладом потребуют закрепления на законодательном уровне и трансформации в нормативные акты. Политические, экономические или демографические факторы на правовую систему действуют опосредовано через общество и его индивидов, становясь мотивирующими для людей.

Таким образом, побудительным моментом всегда будет сложившийся у конкретных людей мотив.

Исходя из вышесказанного, внешние составляющие должны восприниматься как правовая проблема. Эта позиция четко просматривается в позиции сторонников «школы П. Бурдье». Проблема при этом не просто недостаточность урегулирования, а еще и ее признание обществом и устранение путем узаконивания механизмов определенного поведения.