Зарождение права в первобытных сообществах. Многие исследователи и теоретики права согласны с тем, что с появлением первых общественных связей появились и зачатки права. Причем первоначально оно выступало в качестве связывающего людей элемента – обычая.

Сплоченные сообщества

С появлением сплоченных сообществ наиболее интересным стал тот факт, что наибольшими шансами на оставление потомства обладали те представители, которые не имели развитой мускулатуры. И это во многом ставится в зависимость от их более тонкой и глубокой душевной организации и меньшей агрессивности. Представители с таким показателями оказались более способны к действиям, которые при обычном раскладе не дают преимуществ для адаптации в обществе, таким как: сложные операции, связанные с созданием орудий труда и приспособлением для этих целей предметов обихода, подержание огня, лечение, передача информации и многое другое.

В случае попадания естественной природы подобные способности для индивидуума не принесли бы практической пользы, а носители названных знаний не имели бы шансов на выживание. Но при объединении собственных сил такие общины стали наиболее успешными, так как смогли адаптироваться и сформировать не только коммуникативную, но и боевую защищенность собственных сородичей, а также организовать бытовые условия для выживания.

Социальные нормы

Таким образом, несомненно, что социальные нормы начинают выступать как инструмент сплочения сообщества. Они являются помощниками внутри отдельно взятого коллектива, который помогает выиграть межобщинную борьбу, которая выбирала победителями более сплоченные коллективы. Но как возникают такие «сверхъестественные» образования?

Современная наука делает вывод о том, что основополагающим фактором при происхождении социальных норм явился противоречащий основным инстинктам запрет инцеста. Как увидим далее, первые социальные нормы выступали в форме табу – запретов инцеста (кровосмешения), результатом чего является экзогамия (состояние упорядоченности половых связей в первичных сообществах) и теснейшим образом связанных с ними запретов убийства ближайших родственников. Поэтому выяснение механизма возникновения запрета инцеста означает установление механизма происхождения социальных норм.

Рекомендуем!  Конституционные соглашения в Англии в средние века

Обычаи

Если социальные нормы представляют собой верхний уровень урегулирования взаимоотношений в обществе, то следом за ним будут идти обычаи – устоявшиеся в жизни сплоченного общества правила поведения.

Но не только обычаи, а даже обыденный распорядок дня можно назвать нижним уровнем ритуализации поведения общества. Подобные ритуалы это самые обыкновенные дела календарного плана, повторяющиеся ежегодно, приуроченные к конкретным датам или временным промежуткам, а также чередование времени труда и отдыха, совместные приемы пищи или общие молитвы и другие ритуальные действия. Кроме перечисленного сюда же можно отнести и другие подобные дела.