Возврат качественного товара продавцу, купленного дистанционно: Верховный суд напомнил правила
С каждым днем все больше покупок люди совершают через интернет. Это удобно, поскольку не нужно ходить по магазинам, товар доставляется домой, да и оплату за него можно совершить онлайн.
Но зачастую бывает так, что покупка хотя и качественная, но не устраивает заказчика. Показательный пример – реальный цвет не соответствует тому, который был представлен в каталоге, размещенном на сайте.
Существует ли возможность в этом случае вернуть изделие, либо заменить его? И если да, то как. Некоторые разъяснения на этот счет дал Верховный Суд РФ, рассмотрев спор между покупателем и продавцом. И промежуточное решение было вынесено в пользу последнего.
В этой статье:
Неудачная покупка через интернет
Гражданин Реут Е.В. 1 апреля 2020 года заказал онлайн у ООО «Отделкино» (далее – компания) 24 упаковки виниловой плитки общей стоимостью 190 152 рублей. 28 апреля товар был доставлен гражданину, однако тут же выяснилось, что по цвету плитка не совпадает с фотографиями из каталога и по дизайну не подходит для интерьера помещения.
Спустя 2 дня продавцу отправлена претензия о возврате денег, оплаченных за товар. 23 июня 2020 корреспонденция возвратилась назад.
Поэтому Реут Е.В. принял решение обратиться в суд за защитой своих ущемленных интересов. В иске о защите прав потребителей он просил взыскать с компании стоимость плитки, неустойку за просрочку возврата денег, штрафные санкции за отказ удовлетворить требования в добровольном порядке, моральный ущерб, а также расходы на услуги представителя.
Хронология разбирательств
Советский Районный суд города Уфы решением от 08.09.2020 года по делу № 2-3581/20 взыскал с ответчика цену товара, неустойку в сумме 117 894 руб., моральный ущерб в сумме 1 000 руб., штраф в размере 154 523 руб., гонорар юриста в сумме 15 000 руб. и судебные издержки. Одновременно Реут Е.В. обязали возвратить купленную плитку.
Верховный Суд Республики Башкортостан своим определением от 02.02.2021 г. изменил первоначальное решение, уменьшив взыскиваемые с компании неустойку, штрафные санкции и госпошлину. С выводами апелляции согласился и Шестой кассационный суд общей юрисдикции в определении от 31.05.2021 г.
Не согласившись, ответчик направил кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. Определением от 25.01.2022 г. по делу №49-КГ21-34-К6 она удовлетворена с направлением дела на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию.
На что обращено внимание
Основной акцент сделан на том, что гражданин сделал приобретение дистанционным способом. Его права урегулированы отдельными нормами Закона о защите прав потребителей (далее – Закон).
В частности, согласно ст. 261 Закона покупатель вправе отказаться от товара в течение 7 дней с момента его получения. В свою очередь продавец обязуется возвратить деньги в десятидневный срок, отсчитываемый от получения требования.
Чтобы вернуть качественный товар, купленный дистанционно, потребитель должен придерживаться определенного порядка действий. В первую очередь в рамках отведенных Законом сроков следует уведомить продавца об отказе от покупки. Затем покупатель должен обеспечить проверку товара продавцом и со своей стороны принять меры по его возврату (например, привезти в магазин или приемный пункт).
Вместе с тем при вынесении решений суды не проверили, предпринимал ли Реут Е.В. какие-либо шаги по возврату плитки. А также не была дана оценка состоянию товара, возможному нахождению его в использовании. Как следствие, вывод об обязанности компании возвратить средства не отвечает положениям законодательства.
Верховный Суд также не согласился с правомерностью взыскания с компании неустойки за отказ удовлетворить требования покупателя в добровольном порядке. Отмечено, что устанавливающие санкции ст. 22, 23 Закона распространяются на случаи продажи товара ненадлежащего качества. У Реут Е.В. никаких замечаний по покупке не возникло.
Кассационная инстанция добавила, что в описанной ситуации покупатель был вправе поставить вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ. Однако в иске это требование изначально не выдвигалось.
Правила возврат качественного товара от покупателя: основные выводы
В описанном определении Верховный Суд привел механизм того, как можно вернуть обратно качественный товар, купленный через интернет.
Для этого нужно в семидневный срок известить продавца о своем намерении. Далее покупатель должен обеспечить осмотр покупки и при необходимости принять меры по ее возврату.
Вместе с тем, нужно помнить о том, что многие интернет-магазины устанавливают собственные правила возврата покупок, которые целесообразно изучить. В противном случае не исключены затруднения вплоть до длительных судебных разбирательств.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник sud-isk.ru.