Критерии правопонимания
Правопонимание относится к числу таких философско-правовых категорий, которые определяют не только специфику
юридических теорий «среднего уровня» (теория правовой нормы, правоотношения, правонарушения и т.д.), но и такие концептуальные вопросы, как предмет юриспруденции, ее методология и структура.
В этой статье:
Праовпонимание по В.С. Нерсесянцу
В отношении рассматриваемого вопроса справедливым представляется утверждение В. С. Нерсесянца о том, что для юриспруденции важнейшим истоком, одновременно являющимся ее определяющим фактором, выступает один из существующих типов осмысления права (и представления о нем.
Таковой (тип) выступает в качестве основы, базиса самоей модели осознания и постижения права (и, безусловно, государства в целом) с точки зрения юриспруденции, его структуры, смысла и его образца. Больше того – тот или иной тип представляется как сущность соответствующей ему системы юриспруденции, ее обоснованного наукой и правом содержания, ее методик.
Типы правопонимания: неоднозначность
Не секрет, что сегодня в юридической науке, видимо, нет более дискуссионного вопроса, нежели понимание права. Заметим, что это не просто спор о понятиях, весьма характерный для юриспруденции (вспомним поговорку: два юриста – три мнения).
Тот или иной тип правопонимания (картины, модели правовой реальности) самым непосредственным образом связан и с проблемами чисто практическими, в первую очередь – с состоянием правопорядка. Особенно это актуально в ситуации постмодерна, когда слово творит дело, а образ реальности – саму реальность.
Современная ситуация
Ситуация усугубляется также тем, что сегодня существующие подходы к праву, сформировавшиеся в XIX – начале XX в., демонстрируют свою ограниченность, неадекватность современным социокультурным тенденциям.
Поэтому незавершенная дискуссия между традиционными типами правопонимания дополняется вызовом, бросаемым им постмодерном – культурным явлением, во многом определяющим характер современного общества.
В любом случае (даже если придерживаться принципиально неверной точки зрения о самостоятельном характере, обособленности права от других социальных явлений), нельзя не признать, что право обусловлено обществом: оно не может быть принципиально иным, нежели тип (характеристика) общества.
Отсюда вытекает важный методологический принцип: характеристика права должна быть связана (больше того – вытекать) из характеристики общества; типы правопонимания связаны (вытекают) с теми или иными представлениями об обществе.